Дискалькулия: что это такое?
Дискалькулия – неспособность ребёнка изучать арифметику, то есть нарушения в овладении счетными операциями у детей, наблюдающиеся чаще всего на начальном этапе обучения математике.
Дискалькулия может быть связана с различными особенностями психического развития. Она может быть как самостоятельным расстройством, так и проявляться совместно с другими трудностями в обучении: дислексией, дисграфией, дизорфографией.
Как распознать дискалькулию?
- Ребенок не может понять состав числа
- Не может сформировать отношение к числу
- Автоматическое воспроизведение порядка следования чисел
- Имеются трудности установления отношения числа к его соседям
- Не полностью овладел математическим словарем
- Совершает ошибки при назывании чисел
- Не имеет представление о графической структуре цифр
- Арифметические действия совершает по пальцам
Причины возникновения дискалькулии
Причиной дискалькулии являются частичные нейропсихологические нарушения, появляющиеся в силу наследственных факторов, или возникшие в результате малых повреждений мозга на ранних этапах развития (недоношенность при беременности, асфиксии и другие родовые травмы). Формирование математических понятий и умений, осуществление вычислительной деятельности предполагает участие разных структур головного мозга, соответственно, различных психологических процессов, опирающихся на эти структуры.
С точки зрения нейрофизиологии в осуществлении математических операций задействованы оба полушария мозга — например, при воспроизведении таблицы умножения активируются базальные ганглии левого полушария. Однако ведущую роль играют теменно-височные и лобные отделы левого полушария — при произведении счетных операций с небольшими числами и знакомыми математическими данными. При выполнении сложных вычислений отмечается активация теменных, прецентральных и префронтальных областей обоих полушарий.
Диагностика и коррекция дискалькулии
Если родители подозревают у ребенка дискалькулию — у ребенка были замечены трудности в овладении счетными операциями, нужно обратиться за помощью к нейропсихологу, чтобы обследовать такие важные разделы, как внимание, память, устную и письменную речь, мышление, исследовать числовые представления ребенка.
Это осуществляется в процессе нейропсихологического, логопедического, патопсихологического обследования. По результатам оценки сформированности указанных функций выстраивается индивидуальный маршрут коррекции, направленный на формирование и развитие соответствующих познавательных процессов.
На этапах изученият познания ребенком математическими операций исследуют возможность определения количества предметов (зрительных стимулов), установления соответствия между написанным им числом и заданным множеством, понимания значения самого числа, называния числа, состава числа — разложения числа на сотни, десятки и единицы, упорядочивания чисел по количеству, написание чисел под диктовку, понимание математических символов, выполнения простых счетных операций.
В процессе занятий по коррекции дискалькулии необходимо стремиться к тому, чтобы учебная, развивающая или коррекционная работа вызывада у ребенка интерес и любопытство. Это достигается наглядным примером педагога (использование предметов, рисунков, схем), игровое поведение, а также использовать «живые» ситуации — проговаривать вслух сложных, для ребенка, моментов, и составлять пошаговые алгоритмы действий в различных арифметических ситуациях.
Очень важно научить ребенка, на данном этапе обучения, справляться с трудностями — с той эмоциональной нагрузкой, которая возникает в ситуации постоянно повторяющихся случаях неуспеха, развивать силу воли и стремление всегда доводить работу до конца, в случае успеха — говорить и хвалить его, повышая тем самым у него уверенность в себе и своих силах.