Речевая готовность к школе
Многие родители задаются вопросом, как понять готов ли ребенок к школьному обучению. Довольно часто, подготавливая ребенка к школе родители стремятся к тому, чтобы ребенок научился читать, писать и считать, забывая о речевой готовности к школе. Однако, посредством речи ребенок общается и познает мир, а речевая готовность к школе – обязательное условие успеваемости ребенка в овладении знаниями.

Уровень развития речи определяет общее развитие ребенка, его коммуникативные навыки, логическое мышление, а также готовность и неготовность ребенка к школьному обучению.
Правильная, хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости в обучении, тревожности, неуверенности и, в дальнейшем, формированию комплексов у ребенка.
Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усваивать знания. Чем лучше будет развита у ребенка к школе его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Речевая готовность к школе включает развитие словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха и связной речи в соответствии с нормативными возрастными показателями. Ребенок должен уметь объяснять, рассказывать и пересказывать, грамматически верно употреблять слова в словосочетаниях и предложениях. Правильно и четко произносить звуки, воспринимать и различать их на слух и выполнять звуковой анализ слов.
Как родителям развивать речевую готовность у ребенка?
- Обязательно общаться
Создавайте благоприятную среду для общения, поощряйте ребенка задавать вопросы и выражать свои мысли. Задавайте ребенку вопросы, просите рассказать о своих впечатлениях и событиях дня. Старайтесь говорить с ребенком четко и правильно, используя богатый словарный запас.
- Обязательно читать
Регулярно читайте вместе книги, обсуждайте с ребенком прочитанное и учите стихи – это поможет расширить его кругозор и словарный запас.
- Включать речевые игры и упражнения
Играйте с ребенком в речевые игры для развития словарного запаса, грамматических навыков и артикуляции.
- Уделять внимание работе над связной речью
Практикуйте пересказ сказок, мультфильмов или событий прошедшего дня. Составляйте рассказы по картинкам или заданному сюжету. Побуждайте ребенка сочинять свои истории, сказки или описывать картинки – это развивает его связную речь и творческое мышление.
- Уделять достаточно внимания звуковому анализу
Играйте в речевые игры, направленные на развитие умения находить слова с определенным звуком или слогом. Выполняйте упражнения на выделение и определение места звуков в словах, а также на сравнение слов по звуковому составу.
- Обязательно развивать зрительно-моторную координацию
Упражняйтесь в штриховке, обведении контуров и копировании простых рисунков, что подготовит руку к письму.
Важно!!! Если у ребенка отмечаются нарушения в развитии речи, то он неправильно произносит звуки, искаженно воспроизводит структуру слов и не различает на слух звуки. В этом случае, прежде всего, необходимо обратиться к логопеду, который исправит звукопроизношение, слоговую структуру и научит правильно слышать и различать звуки на слух. Только после этого следует переходить к обучению ребенка грамоте.

Если ребенок затрудняется самостоятельно построить грамматически верное предложение и не владеет навыком составления рассказа по сюжетной картинке или серии картинок, то в этом случае также необходимо обратится к логопеду, который скорректирует данные трудности, научит ребенка составлять рассказы и пересказы, используя сформированные лексические и грамматические навыки.
Ключевое правило для родителей: прежде чем готовить ребенка к школе, убедитесь, что речевое и психическое развитие ребенка соответствует нормативным показателям. Обратитесь к логопеду и детскому психологу – специалистам, которые компетентны в этом вопросе и только после этого начинайте подготовку к школе.







