Арт-терапия (творческое занятие с психологом)
Арт-терапия — один из самых известных и востребованных методов помощи в детской психологии. Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, с большим удовольствием и интересом принимают участие в творческих занятиях, обсуждают сам процесс и результаты с арт-терапевтом.
Арт-терапия — это метод, при котором дети выражают свои чувства и мысли через рисование, лепку, музыку или другие виды творчества.
Цели и задачи
Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация помощи в решении различных психологических проблем, таких как страхи, тревоги, фобии, комплексы — все то, что может служить препятствием для развития в дальнейшей взрослой жизни. Арт-терапия работает с такими проблемами как:
• повышенная тревожность;
• детские страхи;
• проблемное поведение;
• трудности эмоциональной саморегуляции;
• проблемы с самооценкой;
• сложности адаптации к новым условиям;
• коммуникативные трудности и проблемы в общении со сверстниками;
• межличностные конфликты;
• сложности с выражением эмоций.

Задачи арт-терапии:
— Диагностика психологической проблемы. Анализ рисунков и поделок помогает специалисту получить ответ на многие вопросы: эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
— Организация помощи ребенку в управлении своими чувствами и переживаниями. Иногда бывает достаточно выговориться, чтобы стало легче. Арт-терапия помогает ребенку «выговориться» посредством творчества.
— Синхронизация работы полушарий головного мозга.
— Повышение самооценки ребенка.
— Снижение агрессии и выравнивание эмоционального фона.
— Раскрытие и развитие творческих способностей.
Чем полезна арт-терапия?
Арт-терапия для детей не фокусируется на результате. Важнее сам процесс творчества, и то, что ребенок чувствует и переживает в этот момент. Результату не дается оценка, и это помогает снять страх сделать плохо или неправильно.

Посредством творчества ребенок приобретает множество полезных навыков:
• познает себя;
• учится самовыражаться;
• легче адаптируется в коллективе;
• развивает эмоциональный интеллект, учится чувствовать и понимать свои эмоции;
• развивает мелкую моторику за счет работы с глиной, пластилином, кистью, пальчиковыми красками;
• улучшает концентрацию внимания;
• развивает фантазию и творческое мышление.
Арт-терапия способствует снижению психоэмоционального напряжения и агрессии, переработке травматических событий, позволяет лучше понять свое внутреннее состояние и испытать положительные эмоции.
В процессе работы дети учатся справляться с жизненными трудностями благодаря внутренним ресурсам, которые развиваются через творчество. А групповые занятия способствуют развитию коммуникативных навыков и укреплению связей с ровесниками.

Занятия арт-терапией проходят в комфортной, безопасной и поддерживающей обстановке и выстраиваются следующим образом:
1. В начале занятия важно установить доверие, обеспечить спокойную обстановку, чтобы участники чувствовали себя свободно и могли открыто выражать свои эмоции.
2. Затем обсуждается план занятия, ставятся цели.
3. Во время занятия используются различные материалы: карандаши, бумага, пластилин, краски, крупы, макароны, бисер, пуговицы и многое другое. Выбор зависит от целей занятия и предпочтений участников.
4. Сам творческий процесс является свободным или направленным.
5. После завершения работы часто проводится обсуждение: участники делятся своими ощущениями, впечатлениями, и при желании, могут рассказать о смысле созданных образов.
6. В конце занятия подводятся итоги, и при необходимости могут быть даны рекомендации.
Важно отметить, что на протяжении всей работы специалист следит за эмоциональным состоянием каждого участника, предоставляя поддержку или помощь при необходимости.
Метод не имеет ограничений по возрасту — с детьми можно начинать работать приблизительно с двух лет. Достаточно, чтобы у ребенка был интерес к творческому самовыражению и возможность говорить о происходящем.
Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе.




